Умение читать — одно из основных требований к первокласснику. Но у школьников младших классов нередко возникают трудности с чтением. Быстро читать им мешают особенности их развития в этот период:
- основной вид деятельности теперь не игра, а учеба, но дети еще слишком физически активны и неусидчивы;
- ребенок не может заставить себя читать то, что ему неинтересно;
- дети плохо запоминают информацию, не имеющую эмоционального подкрепления;
- низкая острота и ограниченное поле зрения осложняют процесс чтения;
- небольшой словарный запас мешает ребенку ускорять чтение, не теряя смысла текста.
Как заниматься
Если вы решили заняться с ребенком упражнениями для ускорения чтения, создайте ему подходящие условия для этого. Выбранные тексты должны соответствовать возрасту малыша и быть ему интересны. Занимайтесь, если ребенок сам этого хочет — иначе делать это бесполезно. Занятия не должны длиться более 10-15 минут. Хвалите и подбадривайте чадо, не сравнивайте его с другими детьми.
Упражнения для быстрого чтения
Перед началом занятий проделайте успокаивающую дыхательную гимнастику. Для тренировки концентрации внимания можно поиграть в «Лабиринт», отыскивая выход из лабиринта взглядом. Расширить поле зрения помогут упражнения с «Клиновидными таблицами» или таблицами Шульте.
Чтобы малыш при чтении не возвращался взглядом к прочитанным словам, пусть он ведет пальчиком вдоль строки. Так он будет читать быстрее, при этом понимая прочитанное.
В качестве упражнений на скорочтение можно использовать:
- чтение на время. Пусть малыш читает текст в течение 1 минуты. Подсчитайте количество прочитанных слов. Далее повторяйте чтение этого же текста в течение минуты. Скорость чтения увеличится, и ребенок сам это увидит;
- выделение главного. Попросите ребенка прочитать текст так быстро, как только сможет. Задайте 2-3 вопроса по содержанию. Повторяйте чтение до тех пор, пока малыш не сможет ответить на ваши вопросы;
- «буксир». Пока ребенок читает, сами ведите пальцем вдоль строки, постепенно набирая скорость;
- восстановление предложений с перемешанными словами. Пусть малыш исправит предложения, в которых перемешаны слова. Например: «Снег домов спокойно крыши на опускался» — «Снег спокойно опускался на крыши домов»;
- соединение частей слова. Подготовьте 10-15 слов, разбейте на 2 части и напишите их на ярких карточках. Пусть ребенок найдет и соединит две части одного слова. Каждый раз перемешивайте карточки. Увеличивайте постепенно количество слогов в словах.
Эта тренировка расширяет словарный запас школьника, развивает зрительную память. Занимайтесь каждый день, и первые результаты увидите очень скоро.