От мелкой моторики зависит формирование интеллектуальных, логических способностей, постановка речевых навыков, поэтому заниматься ее развитием нужно с самого рождения малыша. Существует несколько проверенных временем способов делать это в легкой игровой форме, когда ребенок занимается с удовольствием.
Пальчиковаягимнастика
Первые упражнения на моторику — «Сорока-белобока», «Ладушки». Эти стишки сопровождаются легким поглаживанием ручек младенца, разгибанием пальчиков. С 3-4 месяцев малыш учится удерживать в кулачке погремушки, мягкие игрушки, массажные шарики.
2-3-летний ребенок уже может сам делать простые упражнения: «улитка», «очки», «ножки».
Нарабатывать ловкость пальцев можно в играх со шнуровками, с крупой, которую малыш с удовольствием будет перебирать.
С помощью игрушек-рукавичек, надевающихся на пальцы, можно разыгрывать настоящие спектакли, в которых малыш будет играть, развивать речь и общаться.
Рисование
Рисовать малыши начинают обычно пальчиковыми красками. Затем можно учить ребенка держать кисть, рисуя водными красками. Потом можно дать мелки, затем — фломастеры, не требующие силы при нажатии, и только когда кисть малыша окрепнет, можно начать рисовать карандашами. Рисование, кроме моторики, развивает чувство цвета и фантазию крохи.
Игрысбумагой
Первое, что делает ребенок с бумагой, попавшей в его ручки, рвет ее. С 3 лет можно учить его пользоваться ножницами, вырезая простые фигуры, делая аппликации.
Самые сложные игры с бумагой — оригами, развивающие кропотливость, аккуратность, внимание. Его малыши осваивают с 4-6 лет.
Лепка
Чем больше ребенок будет лепить, тем раньше и чище он научится говорить. Укрепляя мелкие мышцы руки, малыш подготавливает их к письму, не испытывая при этом усталости и отрицательных эмоций. Начинать надо с лепки мягким тестом, с 3 лет можно переходить на более трудный материал — пластилин. Лепка координирует работу сразу обеих рук, кроме того, она благотворно действует на нервную систему ребенка.
Конструирование
Уже с года можно давать малышу пазлы — крупные, с малым количество деталей. По мере взросления размер элементов уменьшается, а их количество растет.
Первые конструкторы также должны быть из крупных деталей, легко соединяющихся между собой. Они развивают пространственное мышление, внимательность, воображение, предоставляют множество возможностей для творчества. Это один из лучших способов развития мелкой моторики и подготовки к школе.